Строитель «Норникеля»: «Большинство советских сооружений на Севере – под угрозой»
Инженер, бывший руководитель монтажного управления строительного комплекса Норильского металлургического комбината (теперь – Норникель) Владимир Гринспон поделился с «Новыми Известиями» своим мнением об аварии в Норильске.
В своих очерках вы писали, что от оттепелей опорные сооружения в Норильске рушились уже в 70-х.
– В конце семидесятых в поселке Кайеркан – шахтерском спутнике Норильска в один миг обрушилось двухэтажное здание ресторана «Олений рог». Погибло 17 человек. Из них 4 ребенка Событие потрясло весь промышленный поселок. Причина – несущие сваи фундамента и перекрытия сложились, как карточный домик. В те годы я был народным заседателем в Норильском городском суде и в качестве специалиста был вызван в этот процесс.
– Вы участвовали в процессе и ваша задача как специалиста была ответить суду на вопрос, почему разрушились сваи?
– Да. Было две экспертизы. Экспертиза следствия пришла к выводу, что разрушение свай фундамента и обрушение вызвано оттаиванием слоя вечной мерзлоты на глубину 4,5 метра из-за протечек горячей воды. Как и в случае с опорами резервуара на ТЭЦ, оттаяла вечная мерзлота, вследствие чего рухнули сваи. Независимые эксперты попросили месяц для вынесения заключения. В деле оказалось много тайного и еще неизвестного науке. Председатель группы экспертов, главный специалист Управления капитального строительства, кандидат технических наук с четверть вековым стажем работы на Крайнем Севере сразу заявил, что из 18-ти поставленных судом вопросов, экспертиза сможет с определенностью ответить только на два. Так и вышло. На остальные вопросы современная строительная наука ответов не имеет. И так до сих пор. Мы тогда так и говорили в кулуарах – будем судить бетон.
– Но осудили всё же людей. Как с нынешней утечкой – нашлись те, на кого возложить вину.
– Обвиняемыми были директор ресторана и мастер мерзлотной лаборатории, отвечавший за состояние вечной мерзлоты под зданиями на сваях. Директора обвиняли в халатности, поскольку допустила протечку воды, хотя причинно-следственная связь этой протечки и обрушения сваи до конца так и не была выяснена. Мастера обвинили в том, что вовремя не обнаружил оттаивание.
К проектировщикам и строителям вопросов не возникло. Эксперты установили полное соответствие качества проекта существующим на то время СНиПам и полное соблюдение норм при строительстве.
Те советские нормы строительства объектов в условиях вечной мерзлоты, правда, уже тогда подвергались сомнениям. А сегодня из-за изменения климата они просто устарели.
Например, СНиП гарантировал неразрушаемость свайных фундаментов в течение 25 лет, или 50 циклов перехода температуры верхнего, оттаивающего летом слоя мерзлоты через отметку ноль градусов по Цельсию. Имелось в виду, что это переход через ноль – это самое опасное состояние для свай.
– Пережить ноль градусов для свай – это означает на столько-то процентов разрушиться?
– Именно. Свая состоит из арматуры и бетона. Разрушение происходит тогда, когда бетон превращается в песок и свободно крошится, а арматура оголяется и ржавеет. При оттаивании свая набирает влагу, при замерзании эта влага образует в бетоне микротрещины. 50 циклов оттаивания весной и замерзания осенью не разрушает сваю, а дальше надо проверять прочность сваи и при необходимости усиливать. Строительство свай в те годы велось из расчета, что мерзлота один раз в год оттает и один раз в год – замерзнет. Но уже те исследования показывали, да и простая логика говорит о том, что переход через ноль градусов весной и осенью может происходить по несколько раз. Дни оттепели сменяются морозом не дважды в году. Последние исследования о так называемой капиллярной влаге, то есть воды в тончайших трубках – капиллярах, говорит нам о том, что вода в капилляре остается текучей и при температурах ниже нуля. Замерзает такая вода только при температуре в -33 градуса по Цельсию. А влага в бетоне как раз и представляет собой капиллярную. Она просачивается в микроскопические щели в бетоне. Сколько раз за зиму эта влага переходит из жидкого в твердое состояние и разрушает бетон, можно только догадываться. Так что норма 50 циклов оттаивания и замерзания происходит отнюдь не за 25 лет, а гораздо быстрее. Даже тщательно соблюдаемые при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий на вечной мерзлоте нормы и правила не дают гарантий сохранности. Глобальное же потепление еще в несколько раз умножает эти переходы через ноль.
– Почему же тогда еще в 70-ые, когда обнаружили просчеты в том, что 50 переходов через ноль не равняются 25 годам, объекты не были хотя бы признаны аварийными?
– Выводы, на самом деле, были сделаны. После той аварии в промрайоне состояние всех свайных фундаментов в Норильске обследовали, а это тысяча объектов! Более двухсот были признаны аварийными. Некоторые находились в таком угрожающем состоянии, что не подлежали ремонту и были снесены. Были выделены очень большие средства на ремонт фундаментов и даже организовано отдельное подразделение по ремонту свайных фундаментов.
– Что сегодня есть большая угроза для свайных объектов в наших городах – потепление (участившиеся оттепели) или моральный износ?
– Одно накладывается на другое. И износ опасен, и изменение климата. Мерзлота стала подвижна, оттепели случаются чаще, зоны вечной мерзлоты постепенно превращаются в болота.
– Какое решение? Усиливать технадзор на местах или сносить, чтобы избежать новых катастроф и человеческих жертв?
– По моему мнению, нужно усилить надзор. Поступило предписание о сносе – сносить. И проверять нужно все объекты – не только те, где хранятся горюче-смазочные материалы, но и производственные, и строительные, цеха, заводы, и особенно – жилые объекты, детсады, школы.
Источник Новые Известия
Всего комментариев: 0