Новозеландская гора получает личность, признавая её священной для Маори

ВЕЛЛИНГТОН, Новая Зеландия (AP) — Гора в Новой Зеландии, которую Коренные Народы считали предком, была признана юридическим лицом в четверг после того, как новый закон предоставил ей все права и обязанности человека.
Гора Таранаки, теперь известная как Таранаки Маунга, ее название Маори, является последней природной особенностью, которой было предоставлено личность в Новой Зеландии, которая правила, что река и участок священной земли были людьми раньше. Большой, заснеженный спящий вулкан является вторым по высоте на Северном острове Новой Зеландии, высотой 2518 метров (8261 фут) и популярным местом для туризма, пеших прогулок и снежных видов спорта.
Юридическое признание признает кражу горы у Маори региона Таранаки после колонизации Новой Зеландии. Он выполняет соглашение о возмещении ущерба от правительства страны Коренным Народам за ущерб, причиненный земле с тех пор.
Как гора может быть человеком?
Закон, принятый в четверг, дает Таранаки Маунге все права, полномочия, обязанности, ответственность и обязательства человека. Его правосубъект имеет название: Te Kāhui Tupua, которое законом рассматривает как «живое и неразделимое целое». Он включает в себя Таранаки и окружающие его вершины и землю, «включая все их физические и метафизические элементы».
Недавно созданная организация будет «лицом и голосом» горы, говорится в законе, с четырьмя членами из местных Маори иви, или племен, и четырьмя членами, назначенными министром охраны природы страны.
Почему эта гора особенная?

«Гора уже давно является почетным предком, источником физической, культурной и духовной пропитания и местом окончательного упокоения», — сказал Пол Голдсмит, выступающий за поселения в переговорах между правительством и племенами Маори, в своей речи в четверг.
Но колонизаторы Новой Зеландии в 18 и 19 веках сначала забрали название Таранаки, а затем саму гору. В 1770 году британский исследователь капитан Джеймс Кук заметил вершину своего корабля и назвал ее Маунт-Эгмонт.
В 1840 году племена Маори и представители британской короны подписали Договор Вайтанги — основополагающий документ Новой Зеландии — в котором корона пообещала, что Маори сохранят права на их землю и ресурсы. Но версии договора между Маори и английской версией договора отличались, и коронные нарушения обоих начались немедленно.
В 1865 году обширный полок земли Таранаки, включая гору, был конфискован, чтобы наказать Маори за восстание против Короны. В течение следующего века охотничьи и спортивные группы имели право голоса в управлении горами, но Маори этого не делали.
«Традиционные практики Маори, связанные с горой, были запрещены, в то время как продвигался туризм», — сказал Голдсмит. Но протестное движение Маори 1970-х и 80-х годов привело к всплеску признания языка, культуры и прав Маори в законодательстве Новой Зеландии.
Ребрасс включал миллиарды долларов в договор о поселении Вайтанги, например, соглашение с восемью племенами Таранаки, подписанное в 2023 году.
Как гора будет использовать свои права?
«Сегодня Таранаки, наша маунга, наша маунга тупуна, освобождена из оков, оков несправедливости, невежества, ненависти», — сказала Дебби Нгарева-Пэкер, сопредседатель политической партии Те Пати Маори и потомок племен Таранаки, используя фразу, означающую гору предков.
«Мы выросли, зная, что никто ничего не может сделать, чтобы сделать нас менее связанными», — добавила она.
Юридические права горы предназначены для поддержания ее здоровья и благополучия. Они будут использоваться для остановки принудительных продаж, восстановления их традиционного использования и разрешения на природоохранные работы по защите местной дикой природы, которая там процветает. Публичный доступ останется.
Есть ли личность в других частях Новой Зеландии?
Новая Зеландия была первой страной в мире, признававшей природные черты в качестве людей, когда закон, принятый в 2014 году, предоставил личность Те Уревера, обширному местному лесу на Северном острове. Государственная собственность прекратилась, и племя Тухо стало его опекуном.
«Те Уревера древняя и прочная, крепость природы, живая историей; ее пейзажи изобилуют тайной, приключениями и отдаленной красотой», — начинается закон, прежде чем описать ее духовное значение для Маори. В 2017 году Новая Зеландия признала реку Вангануи как человеческую, как часть поселения с ее местным иви.

Какую поддержку получил закон?
Законопроект, признающий личность горы, был единогласно подтвержден 123 законодателями парламента. Голосование было встречено звучащей вайатой — песней Маори — из публичной галереи, заполненной десятками тех, кто отправился в столицу Веллингтон из Таранаки.
Единство обеспечило короткую передышку в напряженный период для расовых отношений в Новой Зеландии. В ноябре десятки тысяч людей прошли маршем в парламент, чтобы выразить протест против закона, который изменит договор Вайтанги, установив жесткие правовые определения для каждого пункта. Некоторые говорят, что закон, который, как ожидается, не будет принят, лишит маори законных прав и резко изменит прогресс последних пяти десятилетий.