Изменение климата влияет на наши знания и практики оленеводства
Маайя Кристине Йома, представительница саами, выросла в семье, занимающейся оленеводством, которое всегда было неотъемлемой частью её жизни. Ранее она работала учительницей саами языка, и защита прав на язык, культуру и оленеводство составляет значительную часть её деятельности и активизма. Следующий текст — это отрывок из интервью с Йома, проведённого на Конференции ООН по биологическому разнообразию COP 16 в Кали, Колумбия.
«Как оленеводческое сообщество в Фосене, мы уже более 20 лет боремся через судебную систему за прекращение строительства и развития проектов ветроэнергетики на наших землях. Три года назад Верховный суд вынес решение, что наши человеческие, гражданские и политические права на практику нашей культуры как оленеводов нарушаются. Я стараюсь говорить от имени молодых и будущих поколений в Фосене, так как мы опасаемся, что не сможем продолжать нашу культуру как оленеводы. Беспокойство из-за этой потери разожгло во мне что-то и стало одной из причин моего участия в саами организациях, в частности в Норвежской саами ассоциации, а также в работе Саами парламента Норвегии. Меня избрали представителем Парламента от южного региона саами, и позже я получила место в управляющем совете Саами парламента. Сейчас я занимаюсь политическими вопросами, связанными с использованием земли, водных ресурсов, климатом и культурой.
В Арктике мы тесно связаны с нашими землями, водами, реками и лесами. Наша жизнь — это природа, мы живём с ней и в ней. Мы зависим от неё, полагаясь на неё как на источник пищи, поддержание нашей культуры и языка, а также для передачи традиционных знаний будущим поколениям. Всё, что связано с оленеводством — смена сезонов, сбор ягод, растений для лекарств, рыбалка — является частью целостной системы, которая определяет, кто мы такие, нашу идентичность. Наш язык настолько богат, что включает подробные описания каждой мелочи, происходящей в течение года. Его невозможно перевести на другие языки в том же контексте.
На фото Маайя Кристине Йома (саами) — член Саами парламента Норвегии
Для нас год начинается, когда рождается олень. Это происходит весной, когда всё оживает. Мы надеемся на лучшее и делаем всё возможное, чтобы обеспечить хороший старт для телят, ведь это наше будущее, наша культура и наш доход. Летом мы метим ухо телёнка ножом, чтобы знать, кто является его владельцем. У меня есть свой собственный [знак клеймения] и свои олени. На саами языке мой знак называется «garrah namhpe tjiehkie åvtelde, åelkies tjiehkie åvtelde». Его невозможно перевести на другой язык. Также есть особые термины, обозначающие возраст оленя, его пол, внешний вид, а также цвета его шкуры и рогов.
Мы наблюдаем изменения, вызванные изменением климата, которые происходят очень быстро. В последние годы зимы стали мягче, погода стала менее предсказуемой. Это влияет на наше знание о сезонах и практики оленеводства. Температура становится теплее, и мы видим дождь посреди зимы. Это вызывает серьёзные проблемы, так как пастбища замерзают, и олени не могут добывать себе пищу, из-за чего они голодают. В последние зимы нам приходилось подкармливать их самостоятельно, что затрудняет обучение оленей находить корм самим.
Другая проблема — появление новых видов в наших водах, которые вытесняют местные виды. Потепление морей сделало рыболовство и фермерство в традиционных районах привлекательным, что угрожает мелким хозяйствам. Атлантический лосось, например, исчезает, что приводит к утрате культуры. Без рыбы утрачиваются средства к существованию, традиционные знания и язык.
Несмотря на усилия по возрождению нашего языка, перед нами всё ещё стоят значительные вызовы. Политика ассимиляции, проводимая государствами на территории Сапми (Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия), оказала тяжёлое воздействие. Саами не разрешалось говорить на своём языке в школах, иметь саами имена и приобретать землю на своей территории. Этот процесс ассимиляции начался сотни лет назад. В Норвегии самая тяжёлая ассимиляция задокументирована с XVIII века до сегодняшнего дня. Комиссия правды и примирения в Норвегии выпустила отчёт о последствиях ассимиляции и предложила меры, которые государства могут предпринять для восстановления нашей культуры, языка и традиционного уклада жизни.
Что касается прав саами на землю и водные ресурсы, то в Сапми реализуются многочисленные «зелёные» проекты, такие как ветроэнергетика и гидроэнергетика. Эти проекты строятся на землях саами без нашего согласия, нарушая наши права. Это форма «зелёной» колонизации. Проекты, находящиеся в процессе судебного разбирательства, не должны продолжаться до вынесения решения суда. Тем не менее они разрешаются. Это произошло в Фосене, где ветропарк не должен был быть построен, как подтвердил Верховный суд.
К сожалению, нет примеров, когда бы наши права были уважены в каком-либо проекте. Мы не можем мириться с системой, которая способствует нарушению прав человека. Государства должны укреплять структуры, обеспечивающие соблюдение наших прав на самоопределение и свободное, предварительное и осознанное согласие (FPIC). Это — основа для уважения наших прав и сохранения нашей культуры».