К чему приводит изменение климата на Севере
ТОМСК, 20 апр – РИА Томск. Международный форум ассоциаций и консорциумов северных территорий стартовал в Томском госуниверситете(ТГУ) в четверг; изучающие Арктику российские и зарубежные ученые собрались в ТГУ, чтобы обсудить климатические, экологические и инфраструктурные проблемы региона, а также сохранение традиционного уклада коренных народов. Подробнее – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что 20-22 апреля ТГУ в рамках U-NOVUS примет у себя масштабный форум с участием представителей научных и промышленных организаций северных регионов РФ. Они обсудят реализацию научных идей и инициатив в экологии, добывающей промышленности, медицине, сельском хозяйстве, транспорте и других сферах, которые касаются Арктики.
Международный форум ассоциаций и консорциумов северных территорий стартовал в четверг: в малом зале Научной библиотеки ТГУ состоялся круглый стол «Объединяя потенциал» с участием экологов, климатологов, экономистов, а также представителей объединений коренных народов Севера.
«Замысел этого форума заключается в том, чтобы собрать основные консорциумы и ассоциации арктической направленности, здесь их представлено 11 самых активных. При таком внимании к объекту и предмету нашего исследования (Арктике) нам, конечно, необходимо договориться о координации», – сказал на открытии первый проректор ТГУ Виктор Демин.
Как отметил в беседе с корреспондентом РИА Томск участник форума чрезвычайный и полномочный посол МИД России, вице-президент российской ассоциации полярников Антон Васильев, интерес к Арктике в мире колоссальный: уже не нужно никого агитировать участвовать в ее изучении. Сейчас регион стремительно меняется, что рождает и проблемы, и новые возможности.
«Ресурс экономического развития здесь колоссальный. Арктика – это огромные запасы углеводородов, редкоземельных элементов – а они используется в батарейках и аккумуляторах. Кроме того, открывается Северный морской путь. Но колоссальны и проблемы: 65% территории России находятся в зоне вечной мерзлоты, она тает, из-за чего, например, проседает земля и теряются традиционные пастбища оленей», – сказал он.
По словам Васильева, зеленой массы, которая традиционно нужна оленям для питания, становится больше: граница лесов движется на север. В то же время резко распространяется такое явление, как обледенение наста зимой, из-за чего животные не могут прокормиться.
«В 2020 году у нас был глобальный падеж оленей. Ледяной дождь прошел 5 декабря, выпал на снег. Местами образовывалось три-четыре корки льда, поэтому олени не могли выкапывать корм. Считаю, что развитие Арктики должно происходить без ущерба для коренных народов Севера. Были бы олени здоровы, да была бы рыба», – рассказал агентству председатель Союза общин коренных малочисленных народов Севера Михаил Окотэтто.
С рыбой, по его словам, на Севере тоже не все в порядке. Например, очень сильно сократилась популяция сиговых в Обской губе. К сиговым относятся такие виды рыб, как нельма, омуль, чир. Они составляют основу рациона некоторых северных народов.
«Живущие на Ямале ненцы почти не питаются оленьим мясом, их основной продукт – рыба. Сейчас потребительская корзина жителей полуострова нарушена. Решить эту проблему пытаются с помощью строительства завода по воспроизводству сиговых, он был запущен в 2015 году. Я думаю, что такие же заводы нужно создать в озерах, которые в изобилии есть на Ямале», – сказал он.
По словам Окотэтто, на сокращения поголовья рыбы влияет и изменение климата, и промышленное освоение. Из-за роста температур в районе Ямала теперь водятся язи, плотва, чего раньше не было. Также там увеличилось поголовье щуки, налима, завелись ерши, караси. Хищники поедают икру, отчего сильно страдает популяция местных видов рыб.
Еще один вектор изучения Арктики – социальный. Он напрямую связан с сохранением коренных народов Севера. В России действует ряд программ поддержки жителей Арктики, власти выделяют средства на развитие труднодоступных поселков. Нерешенной остается фундаментальная проблема – сохранение традиционных промыслов, считает президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края Артур Гаюльский.
«Сегодня сложилась такая ситуация, что традиционное природопользование – оленеводство, охота, рыболовство – все это вне реального сектора экономики. Статистики нет, мер господдержки фактически нет, есть только меры соцподдержки. Фактически сегодня коренные народы принадлежат к той же группе поддержки, что инвалиды. Но мы не инвалиды, люди работают. Оленевод – это животновод», – сказал на круглом столе Гаюльский.
Социальные проблемы в арктических регионах почти те же, что и в других, только острее. По словам директора межрегиональной организации «Северный форум» Владимира Васильева, на местах пытаются от формулирования запросов перейти к практическому ответу на них: поддерживать молодежные стартапы, готовить кадры для Севера. Например, в 2023 году в Якутии может быть запущен проект «Кочевая школа».