Наскальная живопись австралийских аборигенов создавалась под влиянием климата
Археологи проанализировали наскальную живопись на севере Австралии в контексте климатических изменений, происходивших в регионе тысячи лет. Ученые пришли к выводу, что повышение уровня моря и превращение саванны в мангровые болота увеличило разнообразие и количество наскальных рисунков. Вероятно, это была реакция местных жителей на изменение климата. Исследование опубликовано в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
Арнем-Ленд — регион на севере Австралии. Он был заселен еще в самом начале колонизации континента, примерно 50 тысяч лет назад. В Арнем-Ленде был найден древнейший археологический памятник Австралии — каменный топор, сделанный 35,5 тысячи лет назад.
Лагуна Красная Лилия — одна из областей Арнем-Ленда. 14 тысяч лет назад на ее территории резко изменился климат. Поднялся уровень моря, в результате чего береговая линия сместилась на сотни километров внутрь континента. Потом океан отступил на 50 км обратно. Ландшафт изменился: открытая саванна превратилась в илистую равнину и мангровые болота. Потом они превратились в сезонно затопляемые пресноводные водно-болотные угодья, которые существуют в регионе сегодня.
Климатические изменения серьезно повлияли на жизнь людей. Это проявилось и в их искусстве — наскальной живописи. В Арнем-Ленде археологи выделяют несколько стилей, которые менялись с течением тысячелетий. Например, повышение уровня моря привело к тому, что героями наскальных изображений чаще становились рыбы.
Тем не менее наскальное искусство всегда сложно для интерпретации. В рамках нового исследования ученые попытались избежать субъективности в своем мнении и понять логику древних людей. Для этого они использовали снимки с самолетов и дронов, с помощью которых проанализировали расположение объектов наскальной живописи. Также с помощью современных методов визуализации археологи реконструировали древние ландшафты, соответствующие по датам изображениям. Так они смогли понять, какой у древних художников был «вид из окна», когда они создавали картины, и что в пейзаже могло их вдохновлять.
Такой подход позволил ученым сделать несколько важных выводов. В частности, люди активнее рисовали, когда мангровые заросли полностью покрывали поймы рек. В этот период наскальные изображения были наиболее разнообразны и распространены. Возможно, мангровые заросли обеспечили достаточно ресурсов, чтобы поддерживать большую популяцию людей, чем прежде. В результате из-за общего увеличения численности увеличилось и количество изображений. С другой стороны, полагают ученые, творческая продуктивность могла быть реакцией на сокращение площади доступной земли.
Кроме того, в этот период художники предпочитали работать в местах, откуда открывался хороший вид на лесные массивы. Возможно, в таких местах люди предпочитали жить из-за того, что так было проще охотиться или наблюдать за изменением ландшафта.
По словам ученых, результаты работы показывают, что люди в прошлом намеренно выбирали места для размещения наскальных рисунков. Понять это можно только в том случае, если анализировать рисунки в контексте древнего ландшафта. Поэтому использованный метод работы может быть полезен и в других местах.
Источник