Родион Суляндзига: “Есть ощущение что это не является приоритетом Российской Федерации”
6 июня, в Бонне, Германия начала свою работу Боннская конференция по изменению климата (6–16 июня), призванная подготовить программу и документы по ключевым областям к Конференции Сторон ООН по рамочной конвенции об изменения климата COP27, которая состоится в ноябре этого года.
Коренные народы также принимают участие в этой работе и переговорах, отстаивая и продвигая свои вопросы и интересы. Сегодня мы встретились с одним из участников, Родион Суляндзига, представитель коренного малочисленного народа удэге, проживающего на Дальнем Востоке Российской Федерации.
– Спасибо, что согласились на это небольшое интервью, Родион. Я думаю, мы начнем с национального уровня. Скажите, пожалуйста, на сколько изменение климата затрагивает коренные народы России?
– На сегодня это уже глобальная проблема, которая затрагивает не только коренные народы, но и все народы, континенты и страны, но проблема в том, что коренные народы оказываются наиболее уязвимыми к изменению климата по разным причинам. Они продолжают жить в гармонии с природой опираясь на природные ресурсы, и это как раз те места, где изменение климата очевидно и ярко выражено, и соответственно оказывает воздействие на всю их жизнь и в первую очередь на их традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность.
– Расскажите, пожалуйста, о специфики работы в этом направление в России?
– С одной стороны все говорят, включая ученых, что Арктика – это наиболее уязвимая территория с точки зрения изменения климата, при этом в России 80% арктической зоны, с другой стороны, если смотреть на национальную политику, мы должны признать что Россия последней присоединилась к Парижскому соглашению 2015 года, всего лишь несколько лет назад, и только-только начинает разрабатывать внутренние национальные документы и законодательство по изменению климата, по адаптации, по снижению угроз и будущих потерь. Есть ощущение что это не является приоритетом Российской Федерации. Бесконечное число мероприятий и больших встреч происходит только на уровне столиц, при этом оставляя за бортом муниципалитеты и местные общины, которые ежегодно наблюдают изменение климата и сталкиваются с его последствиями. Мы видим, как становится все становиться все более не предсказуемо с точки зрения природных катастроф, лесных пожаров, наводнений, таяния вечной мерзлоты, эпидемий и т.д. Это же еще и инфраструктурная безопасность для домов, зданий на Севера, для планирования, даже для тех же нефти и газопроводов, и промышленников – это такая комплексная проблема, которая конечно обсуждается на высоких уровнях, но без коренных народов. Нам необходимо многое предпринять для того, чтобы коренные народы были полностью вовлечены в процесс переговоров, участия и принятия решений, вместе с климатологами, экологами и правительственными органами разных уровней. У коренных народов очень много знаний которые могут быть полезными, когда мы говорим об адаптации к изменению климата, это можно увидеть на примере нашей национальной платформы, инициативой создания которой стали коренные народы.
– Не могли бы вы рассказать об этом более подробно?
В рамках Парижского соглашения была создана Глобальная Платформа для местных общин и коренных народов, которая функционирует уже три года. Она была создана для укрепления знаний, технологий, практики и усилий местных сообществ и коренных народов, связанных с решением проблемы изменения климата. У нас возникла идея создать локальную платформу для того, чтобы ее связать с глобальной. Мы три года работали над пилотным проектом с упором на Арктику и народ саами в Мурманской области. Провели множество встреч, тренингов для местных жителей, для коренных народов саами, и совместно с учеными разработали много пособий и методичек и создали онлайн платформу, которая полностью функционирует на нескольких языках, чтобы ее удобно было использовать как на российском уровне, так и на глобальном. Этот проект является возможностью и для других регионов провести подобные мероприятия и разработать свои планы опираясь на специфику своих территорий и традиционных знаний. Платформа так же может помочь тем, кто хочет работать по вопросам адаптации, образования, вопросом интеграции коренных народов и их традиционных знаний в проблематику изменения климата. Для нас это уникальный опыт, который показывает, как сами коренные народы могут работать в этой теме.
– Сегодня начинается Боннская конференция по изменению климата (6–16 июня), призванная подготовить к Конференции ООН по изменению климата COP27, почему участие коренных народов в таких мероприятиях важно?
– Проблема остается в том, что есть большой разрыв между тем что происходит на локальном уровне, национальном и международном. Все решения, все важнейшие обсуждения, приводящие к решениям, происходят в столицах и на подобных международных мероприятиях, и поэтому важно чтобы коренные народы были непосредственными участниками переговорного процесса. В этом смысле участие коренные народов в подобных мероприятиях и переговорах ООН имеет огромное значение. В рамках глобального процесса по изменению климата, коренные народы являются одной из самых сильных само организованных групп, и имеют свой сильный голос и лидерство, и определенное лобби и это можно видеть по опыту Парижской Конференции Сторон и предыдущих мероприятий. Несмотря на то, что у коренных народов статус наблюдателей, не имеющих права голоса при принятие решений, коренные народы имеют свою структуру в лице Международного Форума коренных народов по изменению климата (кокус), в лице участников из семи регионов, которые очень слажено и динамично работают, а также отслеживают все процесс идущие в рамках переговорного процесса.
На такие встречи приезжают сотни и тысячи участников: политики, ученые, представители разных групп и заинтересованных сторон, которые продолжают пытаться найти консенсус по разным темам, а меж тем время уходит и необходимо чтобы те, от кого это зависит, понимали всю серьёзность ситуации. Здесь также хотелось бы видеть участие частного сектора, потому что, когда встречаются все, кроме частного сектора, который приносит огромное влияние и воздействие и разрешение на природу и как следствие на изменение климата, если мы говорим о промышленной деятельности. И их отсутствие за столом переговоров тоже не содействует общему успеху.
– Какие наиболее важные темы для коренных народов будут рассмотрены на этой встрече?
На сегодня у нас есть 5–6 ключевых вопросов по которым мы будем работать. Это вопросы правозащитного подхода в рамках Статьи 6 Парижского Соглашения, последующий механизм рынка торговли углеродами, вопрос финансирования особенно потенциальное финансирование для коренных народов и местных общин. Вопрос прямого доступа к финансам коренных народов и местных общин остается одним из главных, как мы услышали на КС26 в Глазго, финансирование будет выделено, но необходимо чтобы финансы были доступны непосредственно коренном народам напрямую. Также важно отметить такие тематические вопросы как ущерб и потери, адаптация и устойчивость к изменению климата, реализация Парижского соглашения и другие направления.
Вопросы климата связаны с вопросами биоразнообразия, обезлесения, устойчивости питания и многими другими, и если государства не предпримут реальные шаги и решения по сокращению выбросов, то все мы окажемся перед серьёзными климатическими последствиями и для наиболее уязвимых групп, таких как коренные народы, они будут катастрофичны. Коренные народы всегда жили в гармонии с природой и все последние климатические, экологические и другие проблемы они только усугубляют риски для коренных народов, поэтому важно самим коренным народам стоять и биться за свои земельные права, потому что, если мы сумеем сохранить природу в том виде, в котором она есть, значит будет шанс на выживание и развитие самих коренных народов. Мы уже сейчас сталкиваемся с этим планетарным вызовом. Поэтому нужно участвовать, быть за столом переговоров, биться и продолжать отстаивать наши права на климатическую справедливость для коренных народов.
Полина Шулбаева
Консультант «Культурное Выживание»